История русского бильярда

Бильярд стал известен в России, как и многие другие европейские новшества, в эпоху правления Петра I. Познакомившийся с прототипом современной игры в Немецкой слободе, а позднее, в Голландии, прогрессивный русский царь в 1718 году издаёт указ «Об ассамблеях», узаконивающий игру на бильярде и делающей её даже обязательной для посетителей многочисленных ведомств и публичных мероприятий. Так, из дворцовых приёмных царей и вельмож, а позднее, из особых комнат при гостиницах и трактирах бильярд начал осваивать необъятную территорию нашей страны. 

Известно о любви царствующих особ к бильярду. Среди отличных игроков, помимо отца-основателя бильярдной игры Петра I, можно назвать также императриц Анну Иоанновну, Елизавету Петровну, Екатерину II, императора Павла I. Не оставались в стороне и фавориты императриц Григорий Орлов, Потёмкин, а также «высший командный состав»: генералы Остерман-Толстой, Ростопчин, Бибиков, Скобелев, Румянцев, Суворов. Бильярдной «номер один» того времени считался Английский клуб в Петербурге, в котором собирались не только англичане, но и самые знаменитые русские игроки.

Дальнейшее развитие игры требовало унификации оборудования. Столы для русского бильярда сильно отличались по размерам, ширине луз, высоте и упругости бортов, что мешало росту мастерства игроков, вынужденных каждый раз привыкать к новому столу и к новым игровым условиям.

Появлением стола для русского бильярда современной конструкции мы обязаны немецким промышленникам Шульцу и Фрейбергу, наладившим массовое производство бильярдных столов на своих фабриках. Шульц совместно с Бриггеном выпустил первую модель стола в 1826 году, но она имела существенный недостаток в виде слишком низкого по отношению к центру шара борта. В 1850 году Фрейберг внедряет свой, более прогрессивный тип борта, впервые начинает изготавливать столы «на камне» и снабжает русский стол «строгими» лузами, сформировав отличительные технические особенности нашего национального вида бильярда.

Итак, когда самые грубые недостатки оборудования были устранены, настало время разработать теорию игры. Первые труды отечественных авторов по бильярду – это «Правила бильярдной игры» маркёра Бакастова, изданные в 1853 году и труд самого Фрейберга, посвящённый правилам и вышедший практически в то же время.

Но конечно, разговор об истории русского бильярда не может обойтись без упоминания Анатолия Ивановича Лемана – «классика» игры, оказавшего такое же влияние на русский бильярд, как француз Миньо – изобретатель кожаной наклейки – на западный. Леман, проходивший службу военного инженера в крепости Ивангород, как и многие другие офицеры его времени, пристрастился к игре и достиг за короткий период в ней мастерского уровня.

Но главная его заслуга заключается в создании первой «Теории бильярдной игры», его знаменитого труда, где впервые были  систематизированы правила русского бильярда, описана его история, а также даны рекомендации для успешного освоения игры. Во времена Лемана наиболее популярной игрой была «Малая русская пирамида», из которой сейчас современные игры переняли только нумерацию шаров и некоторые особенности «оборонительной» тактики.

В отличие от Европы и Америки, бильярд у нас долгое время не признавался и не развивался как вид спорта, несмотря на высокий класс игроков и наличие довольно большой «теневой популярности». Был шанс организовать регулярные соревнования по русскому бильярду ещё до Первой мировой войны, но затем этому помешали кризис в стране и смена власти. После Октябрьской революции 1917 года к русскому бильярду впервые, пожалуй, формируется негативное предубеждение, как к «буржуазной игре», которое не преодолено до сих пор. Небольшой «ренессанс» наступает в годы НЭПа, когда появляется многочисленное количество коммерческих игроков в обеих столицах, к игре вновь приобщаются интеллигенция и армейская элита. Огромную популярность приобретает появившаяся «Американка» с её доступным для всякого игрока правилом, подстёгивающим денежный интерес: любой шар кладётся любым другим шаром. В Парке Горького, в обширном деревянном павильоне открывается Академия бильярда, в которую со всего Союза приезжали продвинутые игроки постигать «философию» игры. 

В Советское время бильярд находился постоянно на полулегальном положении, хотя к нему неравнодушны были лидеры государства, особенно сталинского периода: сам Иосиф Виссарионович, а также Ворошилов, Молотов, Жуков. Также появились первые бильярдисты, удостоенные звания мастеров спорта по бильярду, что соответствует чемпионским званиям зарубежных спортсменов: это Березин, Кобзев, Миляев.

В 1944 году в пользу фронта проводятся Всесоюзные соревнования по бильярду, но до окончательной его легализации было ещё далеко. Из клубов и дворцов культуры бильярды «переезжают» на дачи номенклатурных работников, а игра в оставшихся полуподпольных клубах всячески преследуется.

Просвет наступил только в конце восьмидесятых годов XX века, когда была создана Всесоюзная Федерация Бильярдного Спорта и появился шанс на проведение полноценных международных соревнований и широкую популяризацию бильярда. В 2000 году под эгидой Всемирной конфедерации бильярдного спорта, занимающейся развитием бильярда как олимпийского вида спорта, состоялся первый чемпионат мира по пирамиде с официальным статусом. Победу на нём одержал ставший уже легендарным игрок современного русского бильярда – Евгений Сталев.

Позднее звёздная слава пришла к Юрию Пащинскому, Ярославу Винокуру, Ярославу Тарновецкому, Александру Паламарю, Каныбеку Сагындыкову, Каныбеку Сагынбаеву и другим игрокам, чьи имена знают все причастные к русскому бильярду. Заслуживают упоминания и успехи талантливых девушек Дианы Мироновой, Ольги Миловановой, Анастасии Лупповой, поднявших женский бильярд на новый уровень, а также юниоров: Никиты Левады и Сергея Крыжановского.

Современная эпоха развития русского бильярда характеризуется повышенным ростом интереса к нему, чему способствует появление новых бильярдных клубов и развлекательных центров с приличным количеством столов. Конечно, никакое развитие не обходится без сложностей. Так, и современные игроки, и зрители всё чаще говорят о необходимости реформирования существующих игр: «Американки» и «Московской (Сибирской) пирамиды» в целях повышения их зрелищности.

Появляется «Невская пирамида» - игра, позволявшая совместить серийность «Американки» и кладку «своего» шара, которой отдают преимущество в пирамиде «Московской». Затем, все три вида наиболее популярных игр русского бильярда были переименованы «Американка» - в «Свободную», а «Московская» и «Невская» - в «Комбинированную» и «Динамичную» пирамиды соответственно. Как и многие «ребренденги» последнего времени, это переименование вызвало множество вопросов, несмотря на привлекательность более универсальных названий для западных игроков и упрощение правил. Как наиболее разумные альтернативные варианты этих игр предлагаются свободная пирамида с серийным разбоем и «Московская» по старым правилам, когда шар со стола снимает соперник.

До сих пор ничтожными представляются объёмы телетрансляций русского бильярда как на федеральных, так и на специализированных спортивных каналах по сравнению с пулом и снукером. Препятствуют его дальнейшему успешному развитию и разногласия, существующие между многочисленными комитетами и федерациями, осложняющие бюрократической волокитой выступления спортсменов.

Не испытывая недостатка в талантливых игроках, русский бильярд тем не менее не может двигаться вперёд без грамотных судей, организаторов турниров, комментаторов, журналистов. Положение русского бильярда на постсоветском пространстве, странах СНГ, Финляндии, отчасти Германии достаточно стабильно, но как ему найти толчок к дальнейшему развитию и выходу из узких национальных рамок? 

Комментарии
Написать комментарий
Cue.ru © 1999-2019